Брежнева любили и ненавидели. Однако все признавали: Леонид Ильич был неординарной личностью. Он воевал во время Великой Отечественной и трепетно относился к фронтовикам. А еще генсек увлекался машинами. Это увлечение Леонида Ильича началось еще до войны, когда ему, первому секретарю Днепропетровского обкома партии, предоставили персональный «Бьюик».
Этот автомобиль и стал первым в многочисленной коллекции вождя. Одни утверждают, что у Брежнева было 324 машины, другие склоняются к более скромной цифре – 68. Разночтение объясняется просто: генсек раздаривал автомобили друзьям, кроме того, с десяток угробил в сумасшедших гонках. О страсти вождя знали немногие. Личная охрана хваталась за голову, когда Леонид Ильич садился за руль.

Неисправимый лихач

Л.И. Брежнев, по словам окружения, был человеком безудержным в своих желаниях
Оппонент назвал другую цифру. Спорщики начали перечислять, какие машины у Брежнева были. У меня, знающего приблизительную стоимость каждой, голова шла кругом. По самым скромным подсчетам, стоимость коллекции превышала годовой бюджет не самой бедной африканской страны. В «конюшне» генсека, по свидетельству спорщиков, стояли эксклюзивные «Шевроле-Бэль-Эйр» – подарок Хрущева, немецкий «Опель-Капитен» – такие были только у бонз Третьего рейха, американский «Крайслер-300», итальянская «Мазерати», три «Мерседеса-600» (каких в мире тогда имелось всего семь штук)… Далее в списке шли два «Кадиллака» (подарок президента США Никсона), «Линкольн-Континенталь» (любимый автомобиль Брежнева), японский «Ниссан-Президент» (подарок премьера Японии), два «Роллс-Ройса» (на одном из них генсек ездил на охоту). Для приведения всего списка понадобилось бы немало строк: 68 импортных, остальные – последние модели «Волг», «Чаек» и «ЗИЛ-115».
Все машины были подарены президентами, премьерами зарубежных стран, генсеками братских партий, а отечественные сделаны с учетом предпочтений Брежнева. Не имелось в них лишь одного – «защиты от дурака», тогда ее еще не придумали. Я имею в виду сегодняшние «автостопы» для нетрезвых водителей. А Леонид Ильич, по свидетельству Богомолова, частенько садился за руль «слегка нетрезвым», хотя знал меру.
У генсека была мгновенная реакция, но в аварии он попадал. Первая произошла в 1970-е годы по дороге из Завидова в Москву. Брежнев мчался на «Ниссане-Президенте». Неожиданно спустило правое колесо, но генсек справился с управлением.
Второе ЧП случилось несколькими годами позже. Брежнев решил покатать двух молоденьких врачих из пансионата в Крыму, где отдыхал. Под визг симпатичных пассажирок он сильно разогнался на узком горном серпантине, не заметил, как проехал нужный поворот, и резко нажал на тормоза. Машину занесло, она ударилась передним крылом о скалу и нависла над 50-метровым обрывом. Подоспевшая охрана извлекла из салона женщин с многочисленными ссадинами и растерянного генсека – без единой царапины.
Последняя авария, а их было с полдюжины, случилась в 1980 году, когда Брежнев на «Роллс-Ройсе» ехал на дачу в Завидово. Обогнав машины охраны, генсек вдруг метнулся влево и врезался в «МАЗ» – передок «Роллс-Ройса» всмятку. Охранники уже видели себя на нарах, но Брежнев лишь изумился: какого лешего он сделал этот маневр?..
Неожиданно мой сосед по столу принялся утверждать, что асом Леонид Ильич не был. Просто его хранил талисман.
Пушистый талисман генсека

Генсек обожал иностранные машины, но не брезговал и отечественными
Весной 1982 года Лама погиб под колесами машины. После смерти пушистого талисмана здоровье генсека резко ухудшилось, и 10 ноября 1982-го его не стало. Такая вот история.
Рассказчик обвел всех взглядом.
– Что же касается машин, то до самых последних дней Леонид Ильич не забывал свою страсть. Уже болея, шаткой походкой выходил под руку с охранником к гаражу, где стоял его любимый «Роллс-Ройс». Открывал дверцу, садился на водительское место, заводил машину, включал дворники. Посидев несколько минут, вздыхал, вылезал и долго гладил капот. Словно прощался с дорогим существом…
Как Ильич Никсона умотал

«Поехали!» – сказал Брежнев Никсону…
«Брежнев настоял на том, что надо немедленно опробовать подарок, сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на сиденье. Начальник моей охраны побледнел, когда это увидел. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Я мог только представить, что случится, если джип секретной службы из моей охраны внезапно появится из-за поворота. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью “Опасный поворот”. Брежнев ехал со скоростью выше 60 миль в час, когда мы приближались к спуску. Я подался вперед и закричал: “Медленный спуск, медленный спуск!” Но Брежнев не обратил на это внимания – скорее всего, потому, что не владел английским. Пронзительно завизжали покрышки, когда он все же нажал на тормоза и повернул. В конце поездки, когда подошел переводчик, Брежнев сказал мне: “Хороший автомобиль. Отлично идет по дороге”. “Вы великолепный водитель, – дипломатично сказал я в ответ. – Я никогда не смог бы повернуть на такой скорости”».
Брежнев поразил быстрой ездой и Генри Киссинджера, тогдашнего госсекретаря США. «Однажды, дело было под Москвой, – вспоминал тот, – Брежнев подвел меня к “Кадиллаку”. Мы помчались на большой скорости по извилистым сельским дорогам, так что оставалось только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился полицейский и положил конец этой рискованной езде. Но он так и не появился, да и вряд ли посмел бы остановить машину, которую вел Леонид Ильич».
Что стало с коллекцией
Не утерпел, задал я такой вопрос Богомолову. В ответ тот чертыхнулся и сказал: – Большую часть разворовали члены Политбюро и ребята рангом пониже. Бронированный «ЗИЛ-115» достался Михаилу Горбачеву, но он приказал его уничтожить.
В банкетном зале вдруг стало тихо. Всем было интересно узнать, почему Горбачев так поступил. Оказывается, Брежнев называл ставропольского выдвиженца «серостью и карьеристом» и не давал до поры до времени войти в Политбюро ЦК, хотя на этом настаивал Андропов. Последний и вытащил Горбачева в Москву.
Михаил Сергеевич припомнил неприязнь Брежнева и приказал взорвать его ни в чем не повинный «ЗИЛ». В ельцинские времена наиболее раритетные автомобили Брежнева перекупили Чубайс, Березовский и другие крутые бизнесмены.